Нисский
Георгий Григорьевич
1903 - 1987
Cоветский живописец. Народный художник РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Действительный член АХ СССР.
Творчеству художника присуще эпическая широта и лирическая мягкость. В своих произведениях мастер сумел создать совершенно новый художественный образ родной земли, звучащий открыто и красиво и воспринимающийся нами незабываемой поэмой о Родине.

Г. Нисского часто и справедливо называют романтиком, остро чувствующим красоту и величие труда, преобразующего мир. Среди множества других полотен советских живописцев пейзажи Нисского узнаются сразу по особой художественной манере и ему одному присущей мажорности звучания.

Главная особенность творчества художника — подчеркнуто современный взгляд на мир. Источник его вдохновения — постоянные путешествия. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для мастера воедино. Полотна Нисского, несмотря на то что в них непосредственная деятельность человека, как правило, не показана, наполнены энергией его созидания. Даже в самых камерных пейзажах мастера, скромные и, казалось бы, ничем не примечательные уголки России воспринимаются как часть необъятной родной страны.

В 1920-е годы художник сблизился с группировкой ОСТ (Общество художников-станковистов). Работы, созданные мастером на этом этапе, характеризуются поиском лаконизма, стремлением к динамической композиции. Но главное, что утвердилось в работе Нисского и что в дальнейшем будет неизменным в его творчестве — упор на профессиональное мастерство, понимание станковой картины с её построением и завершённостью.

Этапным в искусстве Г. Нисского стали 1930-е годы. В это время появляются картины, в которых можно видеть новые принципиальные черты художественного видения мастера и способы выражения этого видения. Всё это разовьётся и станет определяющим творчества живописца.

В пейзажах Г. Нисского позднего периода больше чувствуется технически четкое мышление времени. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве», — пишет сам художник. Эти слова можно считать эпиграфом к творчеству ведущего художника пейзажной живописи ХХ века.